Джон Уэр. Были ли союзнические бомбардировки Дрездена в 1945 году оправданы военной необходимостью?


Оригинал: John Wear. Were the 1945 Allied Bombings of Dresden Militarily Justified?
Источник: https://www.inconvenienthistory.com/12/1/7128
Перевод с английского, 2020 г. На русском языке публикуется впервые!

Многочисленные историки утверждают, что Дрезден был законной военной целью, поскольку он являлся одним из важнейших коммерческих и транспортных центров Германии. Другие историки считают, что бомбардировки Дрездена привели к ненужной гибели гражданского населения, которая вовсе не была необходима для того, чтобы помочь союзникам добиться своих целей. В этой статье обсуждается, были ли бомбардировки Дрездена оправданы с точки зрения военной необходимости.

Исторический обзор

Союзнические бомбардировки Дрездена создали настоящую огненную бурю, разрушившую город, население которого в это время сильно увеличилось за счет десятков тысяч беженцев. Никто не может сказать, что огненный шторм в Дрездене был случайностью, или что решение о бомбардировке Дрездена исходило не от высших эшелонов союзных правительств. [1]

650 000 четырехфунтовых зажигательных зарядов, сброшенных на Дрезден, были предназначены для массового уничтожения на чрезвычайно большой территории города. [2] Операция «Thunderclap», как назывались бомбардировки Дрездена и других немецких городов, исходила не только от сэра Артура Харриса и британского Бомбардировочного командования. [3]

Британские Королевские ВВС (RAF) начали бомбардировку Дрездена 13 февраля 1945 года, между 10:13 и 10:28. Они сбросили в общей сложности 881,1 тонн бомб на центральные районы Дрездена во время этой первой волны, из которых 57% по весу составляли фугасные бомбы и 43% зажигательные. Эти бомбы включали 172 4000-фунтовых и 26 2000-фунтовых авиационных мин, предназначенных для создания огромных ударных воздушных волн с высоким давлением. Эти чудовищные бомбы выбили своей взрывной волной большое количество окон и дверей и увеличили «сквозняк», необходимый для того, чтобы небольшие пожары от десятков тысяч зажигательных зарядов распространялись и соединялись как можно быстрее. [4]

С приближением полуночи огненный смерч от бомбежек охватил сердце Дрездена, и с этим мало кто мог что-то поделать. Один человек позже воскликнул: «Весь Дрезден был адом!» Большинство людей в Дрездене не могли предвидеть, что ситуация станет еще хуже. [5]

Вторая волна из 550 бомбардировщиков RAF – более чем в два раза больше первой волны – атаковала другие районы Дрездена с 1:21 до 1:45 утра. Фугасные и зажигательные бомбы сыпались на парк Большой Сад (Гроссер Гартен), где собрались дрезденцы, спасшиеся из своих разбомбленных домов. Англичане теперь бомбили уже обездоленных и бездомных. К другим новым районам Дрездена, попавшим под удар второй волны бомбардировщиков RAF, относились Лёбтау и Фридрихштадт, Зюдфорштадт и Хауптбанхоф (центральный вокзал), а также пригороды Рекниц, Черниц и Плауэн. Налет с чрезвычайно большим применением зажигательных бомб также усилил пожары, уже возникшие в Йоханнштадте и Штризене. [6]

Тактика Королевских ВВС по расширению площади атак во второй волне бомбардировок создала более широкую зону интенсивных разрушений, в результате чего за одну ночь была уничтожена самая большая площадь какого-либо города за всю историю. Именно эта вторая волна бомбардировок за пределами уже горящих районов города превратила авианалет на Дрезден в синоним бойни. Дрезден и большие площади его пригородов стали беспрецедентно большой территорией смерти. [7]

В ходе двух налетов 796 бомбардировщиков Королевских ВВС сбросили в общей сложности 2 659,3 тонн бомб, из которых 1 477,7 тонн составляли фугасные бомбы и 1 181,6 тонн – зажигательные бомбы. В результате авианалетов было полностью уничтожено приблизительно 13 квадратных миль исторического центра Дрездена. [8]

Третья волна из 316 бомбардировщиков B-17 Восьмой воздушной армии ВВС США приблизилась к пылающим руинам Дрездена вскоре после полудня 14 февраля 1945 года. За этой атакой на следующий день последовал налет ещё 211 тяжёлых бомбардировщиков из состава Восьмой воздушной армии ВВС США для завершения уничтожения Дрездена. Хотя Восьмая воздушная армия планировала в обоих этих американских авианалетах разбомбить сортировочную станцию с использованием обычного визуального прицеливания, дым и облака от предыдущих британских бомбежек сорвали эти попытки. Американские авианалеты стали преимущественно учениями по бомбардировке с радиолокационным прицеливанием, в результате чего большинство американских бомб было рассыпано над городом Дрезден. Эти два последних американских налета добавили дополнительно 1235 тонн к общему весу бомб, сброшенных на Дрезден. [9]

Бомбардировки Дрездена убили много десятков тысяч мирных жителей и уничтожили один из самых красивых и богатых культурой городов Европы. Вопрос состоит в том, имело ли это уничтожение Дрездена какую-либо военную ценность?

Аргументы в пользу военной обоснованности

Многие историки говорят, что Дрезден был законной военной целью. Дрезден по всем показателям был важным железнодорожным узлом, конечным пунктом назначения и транзитной станцией. В Дрездене сходились три важных марш-рута немецкой железнодорожной системы: Берлин-Прага-Вена; Мюнхен-Бреслау; и Гамбург-Лейпциг-Прага. Две основные линии также соединяли Дрезден с Лейпцигом и Берлином. В то время как система железных дорог Дрезден-Саксония занимала лишь седьмое место в Германии по общей протяженности линий, она была третьей в стране по общему тоннажу перевозимых грузов. [10]

Дрезден использовался в качестве транзитного пункта для военных перевозок. Один американский военнопленный писал после войны: «В ночь перед налетами RAF/USAFF 13-14 февраля нас затолкали на дрезденскую сортировальную станцию, где почти 12 часов немецкие войска и техника въезжали в Дрезден и выезжали из него. Я своими глазами видел, что Дрезден был вооруженным лагерем: тысячи немецких войск, танков и артиллерии, и мили грузовых вагонов, загруженных припасами, поддерживающих и перевозящих немецкие военные грузы в сторону Востока, чтобы встретиться с русскими». [11]

В докладе, подготовленном историческим отделом научно-исследовательского института Университета ВВС США, говорится:

Авианалеты Восьмой воздушной армии по железнодорожным объектам города 14 и 15 февраля привели к серьёзному и масштабному ущербу, полностью парализовавшему коммуникации. Пассажирские терминалы города и крупные товарные станции, склады и сараи для хранения грузов были если не полностью разрушены, то настолько сильно повреждены, что стали непригодными для использования. Паровозные депо, железнодорожные ремонтные и прочие мастерские, угольные станции и другие эксплуатационные объекты были разрушены полностью или частично, или серьезно повреждены. Железнодорожные мосты через реку Эльба, чрезвычайно важные для въезда и выезда из города, стали непригодными для эксплуатации и оставались закрытыми для движения в течение многих недель после налетов.

В докладе делается вывод: «Дрезден был законной военной целью... Бомбардировки Дрездена никоим образом не были отклонением от установившейся политики бомбардировок, изложенной в официальных директивах о бомбардировках». [12]

Американские ВВС также утверждали, что в Дрездене было 110 заводов, машинных цехов и промышленных площадок, где работало 50 тысяч рабочих, которые были законными военными целями. Маршалл де Брюль пишет:

Эти предприятия включали разбросанные по широкой площади авиационные заводы; завод по производству отравляющих газов (Chemische Fabrik Goye); завод по производству полевых и зенитных орудий (Lehman); и самую известную немецкую фирму по производству оптических приборов (Zeiss-Ikon). В городе находились также производители электротехнических изделий и рентгеновских аппаратов (Kock und Starzel); заводы стрелкового оружия (Seidel und Naumann); производства пресс-форм и металлических уплотнительных прокладок (Anton Reich); завод, выпускающий шестерни и дифференциалы (Saxonizwerke); и производитель электрических измерительных приборов и датчиков (Gebrüder Bessler). [13]

Оправдывая бомбежки Дрездена, британский командующий сэр Артур Харрис заявил: «На самом деле Дрезден был местом скопления массы боеприпасов, функционирующим административным центром и ключевым транспортным центром. Сейчас ничего этого нет». [14]

Доклад исторического отдела научно-исследовательского института Университета ВВС США также оправдывает бомбардировки Дрездена:

Дрезден был одним из самых больших торговых и транспортных центров Германии и исторической столицей важной и густонаселенной земли Саксония. Однако именно благодаря своему географическому положению и топографии и в качестве основного коммуникационного центра Дрезден в феврале 1945 года приобрел важное значение в качестве военной цели, поскольку сухопутные силы союзников двигались на восток, а русские армии двигались на запад в ходе больших совместных операций, направленных на то, чтобы захватить в ловушку и сокрушить немцев, нанеся им окончательное поражение. [15]

Аргументы против военной обоснованности

По мнению Александра Макки, Дрезден подвергся бомбардировке по политическим, а не по военным причинам. Макки пишет: «Стандартный гамбит для самооправдания, как британский, так и американский, заключается в том, чтобы упомянуть, что Дрезден содержал цели X, Y и Z, и позволить невинному читателю предположить, что были атакованы именно эти цели, в то время как на самом деле в плане бомбардировок их вовсе не было и, таким образом, за исключением одного или двух простых случайных попаданий, они уцелели».

В Дрездене было множество смертей и страданий, но это никак не повлияло на войну. [16]

Макки пишет, что железнодорожный мост через Эльбу был единственным ключевым пунктом, который в случае его разрушения привел бы к остановке железнодорожного движения в течение нескольких месяцев. Однако этот мост не был целью RAF. Железнодорожные сортировочные станции и шоссейный мост западнее Дрездена также были важными военными объектами, но они не подвергались атакам. На территории Нового города (Нойштадт) также находились казармы Войск СС с примерно 4000 немецких солдат, но эта очевидная военная цель так и не была атакована. [17]

Макки приходит к выводу: «Командиры бомбардировщиков на самом деле не интересовались чисто военными или стратегическими целями, что было даже к лучшему, поскольку они мало знали о Дрездене; у Королевских ВВС даже не хватало надлежащих карт города. То, что они искали, было большой застроенной территорией, которую они могли бы сжечь, и которой Дрезден обладал в полной мере. Любой обычный туристический путеводитель делал это очевидным; действительно эта уязвимость была заложена в историю го-рода». [18]

Историк Ричард Дж. Эванс оспаривает утверждение исторического отдела ВВС США о том, что железнодорожные мосты через реку Эльба «стали непригодными для эксплуатации и оставались закрытыми для движения в течение многих недель после налетов». Эванс пишет: «Даже главная железнодорожная линия оставалась отрезанной всего четыре дня». [19]

Историк Алан Левин также утверждает, что налеты на железные дороги в Дрездене не были эффективными, потому что железнодорожное сообщение было восстановлено в Дрездене за три дня. [20]

Историк Зёнке Найцель соглашается: «Железнодорожные линии были выведены из строя всего на несколько дней». [21]

Философ Энтони Клиффорд Грейлинг рассматривает вопросы, которые можно было бы задать по поводу бомбардировки Дрездена:

Если главным смыслом бомбардировок Дрездена было его значение как транспортного узла вблизи региона, где разворачивались важнейшие военные события, тогда почему бомбардировки не были направлены на железные и автомобильные дороги в окрестностях города, или на ведущие к городу и из него вдоль важнейшей оси Запад-Восток? Точкой прицеливания, выданной экипажам Бомбардировочного командования, были не железнодорожные сортировочные станции, а стадион недалеко от центра города.

Известно, что город был полон десятков тысяч беженцев, спасающихся от под-хода советских войск. Было ли это причиной бомбить город? Почему это не было, по гуманитарным соображениям, причиной не бомбить город?

Действительно, вместо того, чтобы спросить, каковы причины бомбардировок этого города (а не других близлежащих, которые тоже были задействованы в передвижении войск и беженцев), можно было бы спросить о причинах, почему не бомбить его, и ответ мог быть таким же, какой дал американский госсекретарь Генри Стимсон, когда он вычеркнул Киото из списка возможных целей для применения атомной бомбы. [22]

Таким образом, хотя Дрезден и был потенциально законной военной целью, британские бомбардировщики, отправленные на Дрезден в ночь на 13-14 февраля, имели задачу просто уничтожить как можно большую часть жизненно важного центра города. Нападение на Дрезден было направлено на создание огромных разрушений, с намерением вызвать состояние полного хаоса. Хотя разрушения и уничтожение промышленности в Дрездене были значительными, они были меньше, чем произошло бы, если бы британцы систематически бомбили промышленные пригороды. [23]

Немногие военные объекты, о которых сообщалось как о поврежденных, были относительно неважными, а число погибших среди военных было небольшим (около ста человек). [24]

Зёнке Найцель пишет: «Задним числом также ясно, что союзники не получили никаких военных преимуществ в результате их налетов на Дрезден. Эта бомбардировка иллюстрирует степень военной некомпетентности с обеих сторон. Ни одна из сторон не могла правильно оценить другую. Союзники не оценили недостаточную важность Дрездена. Немцы не смогли оценить степень могущества и безжалостности западных союзников». [25]

Бомбардировка Дрездена была «ковровой бомбардировкой» в самом худшем ее понимании. Бомбежки Дрездена были призваны убить десятки тысяч мирных жителей в то время, когда Германия уже проиграла войну. Э.К. Грейлинг в связи с «ковровой бомбардировкой»:

Была ли необходима ковровая бомбардировка? Нет.

Была ли она пропорциональной? Нет.

Противоречила ли она гуманитарным принципам, которые люди стремятся провозглашать в качестве способа контроля и ограничения войны? Да.

Противоречила ли она общим моральным стандартам такого рода, которые признавались и были согласованы в западной цивилизации в последние пять веков, или даже 2000 лет? Да.

Противоречила ли она тому, что зрелое национальное законодательство предусматривает для объявления вне закона убийств, телесных повреждений и уничтожения имущества? Да.

Короче и в итоге: была ли ковровая бомбардировка неправильной? Да.

Очень неправильной? Да …

Должны ли были лётчики отказаться от проведения ковровых бомбардировок? Да. [26]

Заключение

Бомбардировки Дрездена не были оправданы в военном отношении. Хотя в Дрездене и было несколько законных военных объектов, бомбёжки Дрездена представляли собой «ковровые бомбардировки» в самом худшем их виде. Особенно британские бомбардировщики не интересовались какими-либо чисто военными или стратегическими целями. Вместо этого они сосредоточились на уничтожении как можно большей части жизненно важного центра Дрездена. Бомбардировки Дрездена попрали принципы гуманизма, которые государства мира приняли как способ контроля и ограничения войны.

Примечания

[1] Taylor, Frederick, Dresden: Tuesday, February 13, 1945, New York: HarperCollins, 2004, стр. 246-250.
[2] Friedrich, Jörg, The Fire: The Bombing of Germany, New York, Columbia University, 2006, стр. 16-17.
[3] De Bruhl, Marshall, Firestorm: Allied Airpower and the Destruction of Dresden, New York: Random House, Inc., 2006, стр. 156.
[4] Taylor, Frederick, Dresden: Tuesday, February 13, 1945, New York: HarperCollins, 2004, стр. 256-257.
[5] Там же, стр. 267-269.
[6] Там же, стр. 274, 277-278.
[7] Там же, стр. 284.
[8] Там же, стр. 7. См. также http://glossaryhesperado.blogspot.com/2008/04/facts-about-dresden-bombings.html.
[9] Cox, Sebastian, “The Dresden Raids: Why and How,” in Addison, Paul and Crang, Jeremy A., (eds.), Firestorm: The Bombing of Dresden, 1945, Chicago: Ivan R. Dee, 2006, стр. 48-51.
[10] De Bruhl, Marshall, Firestorm: Allied Airpower and the Destruction of Dresden, New York: Random House, Inc., 2006, стр. 280-281.
[11] Taylor, Frederick, Dresden: Tuesday, February 13, 1945, New York: HarperCollins, 2004, стр. 163.
[12] http://glossaryhesperado.blogspot.com/2008/04/facts-about-dresden-bombings.html.
[13] De Bruhl, Marshall, Firestorm: Allied Airpower and the Destruction of Dresden, New York: Random House, Inc., 2006, стр. 281. See also http://glossaryhesperado.blogspot.com/2008/04/facts-about-dresden-bombings.html.
[14] Taylor, Frederick, Dresden: Tuesday, February 13, 1945, New York: HarperCollins, 2004, стр. 378.
[15] http://glossaryhesperado.blogspot.com/2008/04/facts-about-dresden-bombings.html.
[16] McKee, Alexander, Dresden 1945: The Devil’s Tinderbox, New York: E.СТР. Dutton, Inc., 1984, стр. 69, 244.
[17] Там же, стр. 69-70, 243-244.
[18] Там же, стр. 70.
[19] Evans, Richard J., Lying about Hitler: History, Holocaust, and the David Irving Trial, New York: Basic Books, 2001, стр. 150.
[20] Levine, Alan J., The Strategic Bombing of Germany, 1940-1945, Westport, Conn., Praeger, 1992, стр. 179.
[21] Neitzel, Sönke, “The City under Attack,” in Addison, Paul and Crang, Jeremy A., (eds.), Firestorm: The Bombing of Dresden, 1945, Chicago: Ivan R. Dee, 2006, стр. 76.
[22] Grayling, A.C., Among the Dead Cities: The History and Moral Legacy of the WWII Bombing of Civilians in Germany and Japan, New York: Walker & Company, 2006, стр. 259-260.
[23] Taylor, Frederick, Dresden: Tuesday, February 13, 1945, New York: HarperCollins, 2004, стр. 218, 359.
[24] Там же, стр. 357.
[25] Neitzel, Sönke, “The City under Attack,” in Addison, Paul and Crang, Jeremy A., (eds.), Firestorm: The Bombing of Dresden, 1945, Chicago: Ivan R. Dee, 2006, стр. 77.
[26] Grayling, A.C., Among the Dead Cities: The History and Moral Legacy of the WWII Bombing of Civilians in Germany and Japan, New York: Walker & Company, 2006, стр. 276-277.

Библиотека Велесова Слобода, 2021 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Джон Уэр. Существовали ли немецкие газовые камеры для убийства людей?

Освенцим, холокост: во время проверок инспекторы Красного Креста не обнаружили никаких аномалий

Томас Далтон. Норман Финкельштейн - сионистская марионетка?