НОВАЯ СКАЗКА ПРО ХОЛОКОСТ — «МИША И ВОЛКИ»
Фильм «Миша и волки» раскрывает новые подробности мистификации о якобы выжившей во время Холокоста.
Сами лепят сотни тысяч невообразимых и неправдоподобных фейков, потом удивляются, что никто не верит в холокост. А позже запрещают не верить в сказки с помощью репрессивных законов.
В 1997 году женщина из Массачусетса по имени Миша Дефонсека опубликовала душераздирающие воспоминания о своем сверхъестественном путешествии по спасению от Холокоста. Это было, мягко говоря, невероятно. По ее словам, после того, как ее родители-евреи были депортированы нацистами из Бельгии в Германию, 7-летняя Дефонсека много лет путешествовала по лесу, чтобы найти их. Что самое удивительное, одинокий ребенок встретил стаю волков, которые приняли ее как свою. 60-летняя писательница утверждала, что поскольку она была такой маленькой, когда покинула дом, то она не помнит свою настоящую фамилию и так и не узнала, что стало с ее матерью Герушей и отцом Робертом.
Книга под названием «Миша: воспоминания о годах Холокоста» была переведена на 20 языков и разошлась тиражом в миллионы экземпляров. Она легла в основу французского фильма 2007 года «Выживая с волками» и привлекла внимание Disney и Опры Уинфри. Дефонсека плакала на ток-шоу и произносила вдохновляющие речи перед ошеломленными школьниками по всей Европе. Но каждое слово ее истории было ложью, пишет «New York Post». Новый шокирующий документальный фильм под названием «Миша и волки», премьера которого состоялась 31 января на кинофестивале «Сандэнс», убедительно показывает, как мошенничество Дефонсеки было разоблачено после многих лет, когда она убедительно «продавала» свою историю. (1 февраля стало известно, что «Netflix» приобрел права на потоковую передачу фильма во всем мире.)
Фильм режиссера Сэма Хобкинсона – поучительная история о том, как готовность людей поверить вызывающему жалость фантазеру и даже нажиться на этом привела к отвратительной всемирной мистификации. «Она не только не была еврейкой, прятавшейся в лесу от нацистов, она была католическим ребенком, благополучно поступившим в школу», – говорит ее обманутая издательница Джейн Дэниэл в фильме. «Она и близко не подходила к волкам. Она играла для публики. Она точно знала, что делала». Дефонсека впервые публично поделилась своими невероятными воспоминаниями в начале 1990-х годов в синагоге недалеко от ее дома в Миллисе, штат Массачусетс. Это был Йом ха-Шоа, День памяти жертв Холокоста в Израиле.
«Я была словно загипнотизирована», – говорит ее соседка Карен Шульман, которая была свидетельницей выступления. «Люди не знали о том, что она пережила Холокост. У меня были слезы на глазах. Она была голодна. Ей было холодно. Ей было одиноко. Она хотела найти своих родителей. Как она выжила?» Дефонсека утверждала, что сначала она была взята католической семьей как «спрятанный ребенок», одна из многих еврейских детей, которым были даны новые имена и семьи, чтобы избежать их обнаружения нацистами. Ее имя было изменено на Моник Де Ваэль. Но пожилая пара ненавидела ее, заявляла она, поэтому она покинула Брюссель в поисках своих биологических родителей в Германии, взяв с собой только нож, воду и еду. Однажды во время своего опасного путешествия по дикой местности девочка приблизилась к волку. «Волк казался одиноким, и мне нужен был компаньон», – вспоминает Дефонсека в архивных кадрах интервью. «Много позже это была целая стая волков… Я не знаю, сколько времени я была с ними. Они приняли меня и защитили меня».
История, которая была слишком хороша, чтобы быть правдой, попала на стол Дэниел, небольшого местного издателя, которая хотела произвести фурор. «Я искала новый проект», – говорит Дэниел в фильме. «Я была первой, кто подошел и сказал: «Я, наверное, смогла бы сделать из этого что-нибудь грандиозное. У этой истории есть рынок». Дефонсека согласилась, и мемуары были опубликованы «Daniel’s Mt. Ivy Press» в апреле 1997 года. Несмотря на очень привлекательную историю, продажи поначалу были вялыми. Пытаясь подбодрить их, агент издателя отправил книгу компании «Disney», как возможную основу для сценария, и Опре Уинфри, надеясь, что ее выберут для ее популярного книжного клуба. Заинтересовавшись, «Шоу Опры Уинфри» пригласило продюсера, чтобы снять сцену о Дефонсеке, взаимодействующей с волками. Эксперт по волкам Джоди Соффрон, которая подружилась с Дефонсекой, руководила съемками в Ипсвиче, штат Массачусетс, и доверила женщине отправиться в загон для волков в одиночку. Съемки шли хорошо, когда волк внезапно вскочил на крошечные плечи Дефонсеки и взял ее голову в пасть. Испуганная съемочная группа замерла и опасалась, что вот-вот станет свидетелями смерти, но Дефонсека спокойно вырвалась из когтей волка и возобновила съемку. Пугающее столкновение подтвердило то, на что надеялись Даниэль и Софрон.
«Была связь между человеком и волком!» – говорит Дэниел. «Я видела это. Это было потрясающе. Это был шокирующий момент». Но выступление в «Шоу Опры» провалилось. Дефонсека разозлилась и отдалилась от своего издателя, поскольку к ней не поступали авторские отчисления. В 1998 году она подала на Дэниел и ее издательство в суд. «Миша просила вернуть ей авторские права и все гонорары, которые ей причитались за продажу книг», – рассказывает в фильме ее адвокат. «К тому времени, когда я вмешался, между сторонами было так много гнева и горечи, что для переговоров уже не было места». Жюри, как и все остальные, было захвачено историей жизни Дефонсека и вынесло решение в ее пользу, присудив ей 7,5 миллиона долларов в 2001 году – ошеломляющую сумму за книгу, которая была продана в США лишь в количестве 5000 экземпляров.
Возможность ее экранизации, которую Дэниел перечислила в своих показаниях, убедили судью по этому делу в том, что Дефонска должна получить гораздо больше — и утроили ее компенсацию до 22,5 миллиона долларов. Дэниел была потрясена. Когда ее изображали монстром, пытающимся обмануть выжившую в Холокосте, у нее возникло посттравматическое стрессовое расстройство, и ее бизнес чуть не рухнул. Отчаявшись изменить ситуацию после проигрыша апелляции, она направилась в офис своего адвоката и просмотрела документы с процесса в поисках новой информации. Она наткнулась на одну интересную вещь: банковский счет Дефонсеки. Там на безобидном бланке почерком Дефонсеки была написана девичья фамилия ее матери (Донвил), дата ее рождения и место рождения (Эттербек, недалеко от Брюсселя) – все сведения, которые, как утверждала Дефонсека в своих мемуарах, она не знала.
Могло ли все это быть искусной подделкой? «Если я смогу доказать, что она не та, о ком говорила, – вспоминает Дэниел, – я могу отменить это решение». Создавая команду для работы, она заручилась помощью специалиста по генеалогии Шэрон Сержант, которая быстро сделала несколько тревожных открытий. Между английским и французским изданиями мемуаров было странное несоответствие: ее фамилия. (После приговора суда Дефонсека продала права на публикацию книги издателю во Франции, и там были напечатаны миллионы экземпляров.) В английской версии мемуаров говорилось, что фамилия Миши была изменена на Де Ваэль, но во французском издании, которое также продавалось в ее родной Бельгии, она неожиданно оказалась написана как «Валле». «Подозрительно», – вспоминает Сержант в фильме. «Это определенно показалось подозрительным». Она позвонила специалисту по генеалогии в Бельгии, Эвелин Гендель, которая сама пережила Холокост. Гендель внимательно изучила местные телефонные справочники 1930- 1940-х годов. Но там не было Валлев, а были сотни Де Ваэлей Поэтому она проверила записи о спрятанных детях, которых защищали католические семьи – никаких Мишей там не было.
Дефонсека утверждала, что ее родители были депортированы вместе, но, о чудо, ни в одном нацистском списке не было упоминаний о Роберте и Геруше как о паре. Гендель смогла решить эту задачу благодаря интуиции. Если она не могла найти Мишу в еврейских документах, то, возможно, она вовсе не была еврейкой. Она ходила в местные католические церкви и просматривала записи о крещеных младенцах. И вот оно – Моник Де Ваэль родилась и выросла католичкой и даже ходила в местную католическую школу. Ее никогда не называли Мишей, она не была еврейкой, она не убегала из дома и никоим образом не подвергалась опасности.
Воодушевленная Даниэль разместила результаты в своем блоге в 2007 году и проснулась знаменитой, когда эта новость разлетелась по первым полосам европейских СМИ. «Мы взорвали бомбу правды», – говорит она. Позже журналист «Le Soir» Марк Метдепеннинген разыскал двоюродную сестру Дефонсеки Эмму де Ваэль, которая все еще жила в Бельгии. Когда он спросил, сбегала ли Моник из дома в 7 лет, де Ваэль ответил: «Б-же мой, нет! Она оставалась с дедушкой и бабушкой». Оказалось, что ее родители действительно были депортированы нацистами, но за то, что они были бойцами Сопротивления. К сожалению, ее отец Роберт «сломался» на допросе и раскрыл имена своих товарищей в обмен на возможность увидеть свою маленькую дочь еще раз. Он и его жена погибли в немецком концентрационном лагере, а Дефонсека стала известна в городе как «дочь предателя». Игра была окончена.
В 2014 году судья апелляционного суда Массачусетса принудил Дефонсека вернуть ранее присужденные ей 22,5 миллиона долларов. Она до сих пор живет в штате с мужем и отказалась сниматься в документальном фильме о своей жизни. Когда выяснилось, что ее история — это фальшивка, Дефонсека, которой сейчас около 84 лет, опубликовала заявление: «Они назвали меня «Дочь предателя», потому что моего отца подозревали в том, что он заговорил под пытками. Эта книга, эта история — моя. Это не настоящая реальность, это была моя реальность, мой способ выжить». «Я прошу прощения у всех, кто чувствует себя обманутым, но я прошу их поставить себя на место 4-летней девочки, которая потеряла все».
Комментарии
Отправить комментарий